Зло наказано. Но добро ли победило?..

Да-да, тот самый Евгений Жозефович Марчелли, бывший главреж Тильзит-театра, Калининградского областного драматического театра, Омского академического театра драмы и Ярославского Театра драмы им. Федора Волкова, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотая маска», обладатель титула «Лучший режиссёр российской театральной провинции». Вы спросите, почему наконец-то? Да потому, что в декабре 2009 года Марчелли уже приступал в Тильзит-театре к работе над одноименной пьесой испанского драматурга Хуана Хосе Алонсо Мильяна, даже роли практически были распределены, но в Советске не сложилось. А сложилось в 2013 году в Ярославле. Там черная комедия – так определили жанр спектакля – прошла с большим успехом.

Успех ждал спектакль и в 2020 году в Советске. Он был поставлен за 10 дней – столько свободных дней оказалось в запасе у именитого и любимого советчанами режиссера, теперь свободного художника с обязательствами по постановке спектаклей в театре Райкина, в Театре Наций, театре Пушкина, театре на Малой Бронной и др. Евгений Жозефович даже на премьеру не смог остаться в силу своей востребованности. Билеты разлетелись, как горячие пирожки, аншлаг, иначе говоря.

Так что же в итоге увидели советчане и многочисленные гости города?

Спектакль, в котором смех – это единственный способ защиты от ужаса человеческой низости. Внешне все благопристойно в провинциальном испанском городке – доньи, сеньоры, набожность, незыблемые традиции. Но не зря сцена украшена пупсами. Эти целлулоидные куклы словно скелеты в шкафу. О, да, почти у каждого есть такие «скелеты», которые незаметны до поры! К тому же эту причастность каждого к происходящему режиссер подчеркивает большим экраном, на котором во время спектакля появляются кадры из реальной жизни. Так над чем смеются зрители? Над происходящим на сцене? Кто знает, кто знает…

Сюжет стар, как мир, - борьба за наследство, за богатство. В этой борьбе все средства хороши. И вот уже в одном из домов провинциального испанского городка Бадахос добродетельные полупарализованная дочь в зрелом возрасте (заслуженная артистка РФ И. Несмиянова) и внучка, засидевшаяся в девках (М. Иванова), готовят отравление своего отца и деда (Р. Нагметов), который несмотря на свои 92 чувствует себя отлично и собирается жениться на молоденькой девушке, практически внучке. Родные мечтают (иначе и не скажешь!) угостить его вкуснейшим кофе с добавлением… цианистого калия – уж очень хочется получить фамильные драгоценности и уехать из этого опостылевшего дома, оставив здесь на произвол судьбы вечно шпыняемую всеми умственно отсталую племянницу и двоюродную сестру Хустину (М. Вахова), которая приносит в дом яд, и ее мужа Льермо (А. Грабовенко), гробокопателя и изготовителя сувениров из человеческих черепов. Но в живых ли оставив? А вот вопрос о судьбе неожиданно нагрянувшего племянника Энрике (В. Архипов) и его любовницы Марты (А. Сологубова) не стоит – отравить однозначно, чтобы ни на что не претендовал, да еще и его деньги присвоить. Однако и у Энрике «рыльце в пушку» - в его огромном чемодане и шляпной коробке любовницы спрятаны … части тела ее мужа, которого он сам и расчленил. А как иначе поступить – развод лишил бы его возлюбленную миллионов!

Яркой демонстрацией изнаночной стороны добродетели стал образ Эустакио (заслуженный артист РФ Н. Паршинцев). С одной стороны, это прекраснейший, стеснительный, добрый человек, семьянин, а с другой - Эстремадурский Сатир, соблазнитель честных испанских девушек. Которые, правда, уже успевали до его прихода потерять свою честность, а его громкий ночной приход, оплачиваемый и весьма щедро родителями красоток, лишь прикрывал содеянное. Следует отметить, что этот персонаж в спектакле – самый эпатажный и разительно отличающийся от других ролей артиста. Картину морального падения жителей городка, слетающихся, как хищные птицы на падаль, на скандалы и похороны, дополняют персонажи, сыгранные артистами Л. Волошиной, Н. Антоновой и С. Вагановым.

Внешне все выглядит пристойно, но истинные «я» каждого периодически прорываются наружу и так выстроены Е. Марчелли и актерами, что вызывают смех, порой гомерический. Атмосфера спектакля напряжена в силу детективной части и это хорошо передается то стуком каблучков танцовщицы фламенко на экране, то истеричными скороговоркой и криком персонажей. Тишина наступает лишь в момент коллективного распития кофе, в который слабоумная Хустина, которую родные лишили, даже выдав замуж, женского счастья, уже добавила по неведению (или?..) цианистый калий. И очень органичен смех, который начинает звучать как на сцене, так и в зрительном зале, когда приходит понимание того, что случилось. Одни – персонажи – понимают, что битва очень глупо проиграна, другие – зрители – удивлены и даже обрадованы таким поворотом сюжета. Ведь зло в лице тетушки Аделы, ее дочери и ее племянника наказано! Но добро ли победило?..

Этот вопрос возникает почти сразу, как Хустина меняется внешне (дурочкой назвать ее уже язык не поворачивается), выпрямляя спину (ведь она же испанка!), снимая резинку с уродливого пучка волос и распуская их. И утверждает в отрицательном ответе на этот вопрос огромная надувная кукла, появляющаяся на сцене. Этот «скелет» - самый большой, самый яркий… А, может, это ангел? Нет ответа на этот вопрос в спектакле. Е. Марчелли остался верен себе – никаких прямых ответов, никаких гвоздиков, забитых по самую шляпку объяснения сути. И еще - черный юмор требует абсолютной серьезности, что и было сделано во время спектакля режиссером и актерами, которые веселились от души лишь во время поклонов после показа.

Л. МАРТЫНОВА.