В настоящий момент в репертуаре нет спектаклей.
Рекомендуем Вам зайти на сайт позднее. 
Также вы можете получить подробную информацию по телефону 994-600.

Для звонков с городского номера 8-4012-994-600. 

Песок забвения, или Память для наказания Герострата

Опубликовано PR пт, 12/03/2021 - 23:31

Вот и снова Тильзит-театр, ГБУК ТЮЗ «Молодёжный», порадовал премьерой - спектаклем по пьесе Г. Горина «…забыть Герострата!» (режиссер А. Загораев, художник Л. Пантин, художник по свету Н. Гара, композитор А. Батраков). И это настоящее удовольствие, потому как у зрителей есть возможность наслаждаться текстом, сценографией, игрой актёров, творческими находками режиссёра. А еще есть возможность подумать, «покопаться» в своей душе, попытаться найти ответы на поставленные вопросы.

Новый спектакль - это театр в театре, это серьёзно о смешном и смешно, но со слезами на глазах, о серьёзном. И это далеко не экскурс в историю, это о нас, наших детях и внуках, о нашем будущем. Трагикомедия - так сам автор определил жанр пьесы, написанной еще в 1972 году, именно такой она предстала на подмостках нашего театра. И не потеряла своей актуальности, хотя появилась на свет полвека назад. Более того - градус актуальности пьесы только вырос! Вместе с автором пьесы, вместе с режиссером и одним из персонажей спектакля – Человеком театра (актер Г. Лазариди) зритель переносится в прошлое для того, чтобы исследовать корни зла, столь распространенного в современности, понять причину и, может быть, уничтожить ее. Религиозные фанатики, террористы, уничтожающие произведения мировой цивилизации в Афганистане, Сирии, Тунисе; молодые люди, поджигающие жилой дом и делающие селфи на фоне пожара, всевозможные выходки на грани безумия, опасности для жизни людей и животных ради лайков в соцсетях - это ведь все о том же, о чем говорится в пьесе...

В IV веке до н.э. в греческом городе Эфесе бывший торговец по имени Герострат уничтожил храм Артемиды — народное достояние, одно из семи чудес света, простоявшее сто лет. Тем самым он совершил самый ранний (среди зафиксированных историками) акт вандализма. «Я сжег храм Артемиды!» - задыхающимся голосом, полным сладострастного удовольствия, произносит Герострат (В. Комиссаровский). И нельзя не поверить в искреннее счастье того, кто вознамерился заявить о себе. Так сказать, вступил в схватку, но не с богами, нет (хотя храм был посвящен богине), а с простыми смертными. Люди обвинили Герострата в безверии и тщеславии, а он сумел доказать им, что они не менее тщеславны, лживы и продажны. Расчетливый, нагловатый, не лишенный обаяния человек, этакий гений зла, добился того, что его имя осталось в истории. Уничтожителей забывают редко: вот не помним мы сегодня имен тех, кто построил храм Артемиды, зато у всех на слуху имя Герострата…

В. Комиссаровский очень точно показал своей игрой, что перед нами не просто больной тщеславием человек - его расчет основан на знании им порочной стороны человеческой природы, темных закоулков человеческой души. А таких закоулков немало: это и тщеславие - как у Клементины, жены повелителя Эфеса (актриса В. Загораева), и властолюбие - как у самого повелителя Тиссаферна (А. Грабовенко), и сребролюбие - как у тюремщика (Р. Нагметов), и жадность - как у Крисиппа, ростовщика (С. Ваганов), и низменное любопытство – как у толпы, бросающейся читать исповедь человека, который уничтожил храм богини, а боги так не покарали злодея за кощунство. И эти «закоулки» позволяют грехам и преступлениям, как раковым метастазам, проникать в сознание общества, в моральные принципы человечества.

Вывод один: злодеяние, грех, как раковую опухоль, необходимо сразу же удалять. Но при этом нужно совершить тяжелый нравственный выбор - наказать преступника, нарушив закон, и это единственно возможный способ. После долгих поисков решения Клеон, архонт-басилей Эфеса (В. Архипов), единственный герой, не поддавшийся на провокации Герострата, а с ним и автор пьесы, и режиссер отвечают на него положительно. Да, необходимо взять на себя (если больше некому) тяжкий груз ответственности за наказание, но злу необходимо дать отпор! Дело в том, что путь Герострата к «славе» опасен для всех. Почему «хорошими делами прославиться нельзя»? Дело не только в том, что проще сломать, чем построить. Дела порядка необходимы и незаметны, как воздух. К ним привыкают, их не ценят. Дела разрушения куда как масштабнее, а имена разрушителей известнее, чем имена строителей.

Однако миссия человека на земле — быть строителем. Эта миссия берет начало еще в детстве. Не потому ли в спектакле присутствует необычный герой – песочница и играющие в ней дети, юные созидатели. Песок для них – основа для строительства, для создания чего-то прекрасного. Однако лавры Герострата и в детском возрасте многим не дают покоя. И приходит в песочницу мальчик, который мимоходом разрушает построенное малышами, и сыпется песок, протекая сквозь пальцы и засыпая на сцене то, что радует глаз.

Так что это – песок забвения? Тот песок, который покрывает собой руины творений мировой культуры, погибающих от рук вандалов, который засыпает муки совести толпы, лицезреющей разрушения и безмолвствующей? Нет! Это тот песок, который под порывами ветра открывает взорам потомков сохраненные им прекрасные остатки и дает толчок новым творениям. Именно поэтому в конце спектакля на сцену обрушиваются потоки песка и звучит реплика: «- Ты слышишь стук камней??? Это жители Эфеса восстанавливают разрушенный храм Артемиды».

И еще. Название спектакля «…забыть Герострата!» – это предупреждение для всех. Забыть – значит простить. Но должно помнить, чтобы не допустить появления новых геростратов. Это и призыв к зрителям принять участие в восстановлении разрушенного пороками храма человеческой души, восстановлении утерянной высокой духовности нашего общества.

Л. ЖДАНОВА.

Спектакль создан в рамках проекта «Наведение мостов: развитие культуры и туризма в Советске и Алитусском районе», который финансируется за счет средств программы приграничного сотрудничества «Россия-Литва 2014-2020 гг.»

                                           Общий объем финансирования проекта 573 856,81 Евро (45 287 000 рублей).                                          Бюджет ГБУК ТЮЗ «Молодёжный» 305 904,97 Евро (24 141 072 рублей).

Партнёром театра в проекте выступает театр города Алитус (Литовская республика).


Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание опубликованного материала является предметом ответственности ГБУК ТЮЗ «Молодёжный» и не отражает точку зрения Европейского Союза.