И не святые, и не уроды

Время на сломе двух эпох, как никакое другое, способно обнажить как личные проблемы, так и проблемы в масштабе страны. И особенно это заметно на примере семьи. Старшее поколение становится «отработанным материалом», среднее поколение еще пытается показать, причем временами весьма агрессивно, свою власть, которую младшее поколение уже ни во что не ставит. Словом, верхи не могут, низы не хотят.

Именно такая ситуация складывается в семье Лидии Петровны (актриса Маргарита Иванова). Она всячески третирует свою престарелую мать (Наталия Антонова), не понимает дочь Светлану (Ольга Гарагуля) и открыто презирает, называя уродом, нигде не работающего по объективным причинам зятя Юрку (Георгий Лазариди). А уж неизвестно откуда появившийся друг матери Игорек (Сергей Ваганов) и вовсе вызывает у Лидии Петровны приступы ярости. Дочь Светлана, безуспешно пытаясь остановить мать в ее «праведном гневе», бросает ей в лицо, что она тоже урод, прикрывающийся благими намерениями, святостью помыслов, которые почему-то перекрывают кислород рядом живущим.

И все же, несмотря на название пьесы, говоря о каждом герое, хочется добавлять частицу «не». Да, не святые, но никак не уроды. У каждого персонажа есть свои причины, которые вызывают моральный слом. Вызывают, но не ломают полностью, словно что-то бережет их. А оберегом выступает … любовь. Желая сберечь ее саму, любовь-то, уходит из дома престарелая мать, уезжают в Москву молодые с ребенком. Оставшись одна, Лидия Петровна почему-то думает не о себе, а о родных, и срывается с места, узнав о том, что мать попала в больницу. «Дай, Господи, чтобы не одной вернуться», - эти слова героини как бы перечеркивают всё, что напоминало в этой семье атмосферу «военных действий», дарят надежду на лучшее.

И этими лучиками надежды талантливо делятся со зрителями как режиссер, так и актеры, причем молодая поросль ничуть не уступает старшим товарищам в своем мастерстве.

Л. МАРТЫНОВА.