История театра

1893

Городу, в котором мы сегодня живем, официально более четырехсот пятидесяти лет. Но поселение на этой живописной земле имеет значительно больший возраст.  
Здесь, на левом берегу Мемеля (Неман), где в него впадает ручей Тильжеле, более семи столетий назад рыцарями Тевтонского Ордена была заложена крепость «Нойхауз цу Тильз». А 2 ноября 1552 года герцогом Альбрехтом Тильзиту был пожалован статус города с гербом и площадью для ратуши. 
К сожалению, спокойствие процветало здесь не более двух столетий. В начале восемнадцатого века на земли Восточной Пруссии обрушивается страшная чума, сократив население более чем на половину. Вслед за чумой одна за другой страну начинают терзать разрушительные войны.  
Война 1806-1807 гг. едва не закончилась для Восточной Пруссии катастрофой. Подписанный в Тильзите 9 июля 1807г. мирный договор, именуемый «Тильзитским миром», имел печальные для страны последствия. Но, как это ни парадоксально, дотоле мало кому известному Тильзиту принес мировую известность. По просьбе Наполеона в договоре было сделано категорическое замечание о том, что Прусское королевство сохраняется лишь из уважения его, Наполеона, к Его Величеству Императору Всероссийскому. Лев Толстой в своем романе «Война и мир» писал: «Благодаря Александру I Восточная Пруссия не перестала окончательно существовать, как государство» (это произошло значительно позже).  
Среди адъютантов в свите российского императора находился легендарный поэт Денис Давыдов, оставивший нам ценнейшие записки о событиях тех памятных дней в Тильзите.  
Прусская земля очень красива, она и сегодня процветает прекрасными садами и лугами. Эта земля плодородна еще и великими личностями. В Тильзите родился поэт Макс Шенкендорф – певец свободы, вдохновлявший немецкий народ в борьбе против нашествия Наполеона. Здесь родились литовский писатель-мыслитель Вильгельмас Видунас (Старостас), известный немецкий поэт Иоганес Бобровски. В Тильзите некоторое время жил и учился известный немецкий писатель и драматург Герман Зудерманн.  
При всей индивидуальности и неповторимости двух культур – немецкой и русской  
– есть бесконечно многое, что их связывало во все времена. Одним из таких связующих звеньев в нашем городе является здание театра, построенное на добровольные пожертвования истинных поклонников Мельпомены. «Души прекрасные порывы» не раз спасали театр от гибели в трудные для него времена. К счастью, такое благородное дело, каким является меценатство, не перевелось и сегодня, благодаря чему труппа “Тильзит-Театра” имела возможность принять участие, как в российских, так и в международных фестивалях и показать свое искусство на достойном уровне.  
Среди других городов Восточной Пруссии Тильзит издавна считался наиболее театральным. Гастрольные труппы Берлина, Кёльна, Гамбурга, других городов Германии постоянно выступали здесь подолгу и с неизменным успехом. Руководитель Кёнигсбергского театра Артур Вольтерсдорфф, основываясь на пятнадцатилетнем опыте, писал в 1848 году: «Тем временем, когда жители других городов из-за изнуряющей жары избегают театра, любовь тильзитцев к зрелищам столь велика, что они постоянно дают полный сбор».  
При столь великой «любви к зрелищам», город естественно нуждался в собственном театральном здании с постоянно ангажированной труппой. В 1855 году образовался первый строительный комитет. Один из наиболее пристрастных к театру и влиятельных жителей города купец Науйок, потратив 4000 талеров на приобретение бывшего склада и вдвое больше на его переоборудование, подарил согражданам желанный Храм муз, прослуживший гастрольной площадкой более тридцати лет. Но дальнейшая его эксплуатация стала невозможна, и в 1889 году были назначены торги на снос. Упрямые поклонники театра ответили созданием нового строительного комитета, куда вошли не только горожане, но и жители близлежащих сельских районов.  
История театра в Тильзите навсегда запечатлела имена тех, кто создавал театр, стоял у его истоков, кто помогал ему выжить в трудные годины. И первым в этом ряду стоит имя купца Аугуста Энгельса. Из 145000 марок, собранных на строительство театра, 60000 - было внесено этим истинным ценителем театрального искусства. Сегодня в городе сохранилось только одно здание, построенное в подобном стиле, в нем сейчас находится Детский дом «Искорка».  
Осенью 1893 года под звуки торжественной увертюры М. Вебера впервые поднялся занавес театра, у которого теперь была не ангажированная, а постоянная труппа. Ангажировались порой знаменитости на ту или иную роль.  
На открытии была дана драма В. Гете «Эгмонт» в постановке первого руководителя театра Эмиля Ханнеманна. «Восторженная публика получила высокое наслаждение», - писали газеты того времени. Эмилю Ханнеманну, как, впрочем, и его последователям, следует отдать должное за смелость, с какой они приглашали для участия в спектаклях ведущих мастеров германской сцены: Адальберта Матковски, блестящего исполнителя классических ролей, таких как Ромео, Фауст, Отелло, Макбет и др.; Ёозефа Кайнца, игравшего в Мюнхене и Берлине, а позже получившего вызов в Венский Дворец, известных Рейзенхофера и Кристианса. Но и в тильзитской труппе были мастера: лично господин директор – талантливый характерный актер и его дочь Кете, лирическая героиня, завоевавшая впоследствии славу на сцене Венского Народного театра.  
Давняя театральная дружба связывала Тильзит и Мемель (Клайпеда), поэтому Ханнеманн охотно гастролировал на мемельской сцене, и на пригласительных билетах его предприятие долго именовалось: «Городской театр Тильзит-Мемель». Сложились к тому времени и репертуарные приоритеты, при этом обязательно учитывались вкусы горожан. Основу репертуара составляли классическая опера и входящая в моду «любимица» широкой публики - оперетта. Маленький зал театра гремел от оваций и восторгов, когда виртуозный Марко Гросскопф дирижировал «Цыганским бароном». Интерес к драме был не столь велик, но «высокая» драма и комедия, преимущественно национальные, неизменно присутствовали в афише.  
Тильзитские подмостки стали первой ступенью к мировой известности драматургов Франка Ведекинда и Альфреда Бруста. В начале двадцатого века театром руководил талантливейший режиссер Франческо Сиоли, обладавший непревзойденным чутьем на молодые таланты. Именно Сиоли «открыл» поэтические богатства запрещенной в Кенигсберге за «безнравственность» трагедии Ф. Ведекинда «Весеннее пробуждение», постановка которой на тильзитской сцене снискала раннюю славу и Фритцу Расту, ставшему в дальнейшем популярнейшим киноактером. В Тильзит приезжали с «запада» специально для того, чтобы посмотреть хороший современный спектакль.  

1911

В июле 1911 года театральный критик Лотар Венде писал в берлинском журнале «Театр»: «Из ста провинциальных театров я нашел три - достойных подражания и примера из Восточно-Германской области – это театры из Грауденца, Эльбинга и Тильзита. Здание театра в Тильзите современно, модернизировано. Город в 45000 жителей имеет превосходный храм искусства, который по внешнему виду, удобствам для публики и механизированной сцене удовлетворяет требованиям, какие могут быть предъявлены к хорошему театру.  

1908

Директор Франческо Сиоли, ранее первый герой городского театра в Бреслау, принял этот театр в 1908 году. Благодаря его творческим устремлениям и успехам он ежегодно покрывал ту громадную сумму, которая была затрачена на модернизацию театра. Высоко поднявшийся престиж городского театра был всесторонне признан и публикой и прессой…»  

1913

В трудный период, отмеченный парализующим влиянием военных лет (1913 – 1915 гг.), директорский пост занимал Вилли Штульфельд, ставший преемником Ф. Сиоли, а позже - автором «Иллюстрированной истории германского театра».  

1915

Курт Гребин, возглавлявший театр с 1915 по 1920 год, был великолепным комическим актером, а его супруга Лили Гребин пела все ведущие партии, как в опере, так и в оперетте, и публика обожала свою примадонну.  
Городской театр в Тильзите в начале двадцатых годов имел 680 зрительских мест. Большие зеркала, красивые светильники, тяжелый бархатный занавес, мягкие, уютные кресла – все это располагало к отдыху и настраивало на романтический лад. По многочисленным воспоминаниям современников и письмам, приходящим в театр, очевидно, что жители города очень любили свой театр. Большим теплом, грустью, а порой и юмором веет от этих воспоминаний.

1924

 Вот что подметила немецкая писательница Аннемари ин дер Ау, перелистывая театральный альманах 1924 года. Она пишет, что экономическое положение города в те годы было затруднительным и это отразилось на театре, так как финансирование театра было из городского бюджета. Руководитель театра Марко Гросскопф, одновременно исполнявший обязанности директора летнего театра в курортном городе Колберге, приводит статистические данные в этом альманахе о работниках театра. В музыкальной труппе было 18 певцов и 14 певиц, в драматической – 15 мужчин и 13 женщин, в балете – 8 танцовщиц (только балетмейстер – Йоген Хлебус – был мужчиной). Но внушительная цифра количества творческих работников театра, включая хор, оркестр, а также техников, администрацию и прочих служащих, вводит в заблуждение, пишет Аннемари. Дело в том, что многие актеры труппы выполняли двойные, а подчас и тройные функции. Так, к примеру, первый бас хора Эрих Френцель-Беме исполнял одновременно обязанности секретаря и помощника режиссера драмы. Танцовщицы Эрика Валлихт и Ханни Вольфф «порхали» в первых сопрано хора, а Мария Кубтцки и Ида Рохтер, тоже танцовщицы, - во вторых сопрано и первых альтах. В хоре приходилось петь и многим актрисам драмы или же выходить из хора для исполнения небольших ролей. И даже суфлер драмы Маргарете Шрамм-Штеффен пела в хоре. Так же и мужская часть драмы и хора кооперировались вместе. Ведущий тенор хора Николай Хайних играл в оркестре. Наконец, уже упомянутый выше, первый бас хора взял на себя еще и четвертую должность в театре. Мало того - он считал себя в состоянии исполнять обязанности почтальона в комитете профсоюзов работников сцены.  
С теплым, добрым юмором Аннемари ин дер Ау предлагает снять шляпы перед столь высоким вдохновением и работоспособностью артистов городского театра в Тильзите. Вероятно, исходя из этого обстоятельства, они были блистательны во всех комедийных ролях. Только при такой умелости на все руки можно было осилить столь многопрофильный репертуар, какой был представлен театром в 1924 году.  
На афише того сезона, длившегося с 16 сентября по 30 апреля, перечислены следующие названия: «Пер Гюнт», «Любой и каждый», «Смерть Дантона», «Кориолан», «Антигона», «Саломея», «Розовый кавалер», «Фальстаф», «Оберон», Вагнеровский цикл.  
Среди писем, приходящих в театр из Германии, есть очень теплое письмо от Элизабет Брюнске, вдовы актера Фритца Брюнске, начинавшего на сцене тильзитского театра восемнадцатилетним юношей, судя по всему, талантливого молодого героя. Его имя упоминается среди таких величин, как Пауль Вегенер и Отто Гебюр в исторических документах по театру в Тильзите. В письме Элизабет Брюнске есть характерная фраза о своем муже – драматическом актере: «Опера и оперетта ему не были чужды». Да, действительно, хочется снять шляпу! И можно понять фанатическую преданность тильзитцев своему театру.  
Шли годы, чередовались взлеты и падения, сменялись хозяева в театре. В трудные времена его пытались содержать частными усилиями.  

1932

Летом 1932 года Собрание городских депутатов отклонило дотации театру, решив тем самым его дальнейшую судьбу. Госвин Моосбауэр, тогда директор Эльблонгского театра, и Эрнст-Гюнтер Шерцер, являвшийся коммерческим руководителем театра в Тильзите, попытались собственными усилиями поддержать драму и оперетту, но это не дало большого эффекта. 

1933

Наступила трудная зима 1932-33 гг., театр переживал тяжелый экономический кризис. В начале 1933 года руководство театром возглавила национал-социалистическая организация, и по окончании сезона Эрнст-Гюнтер Шерцер был уволен. «Из-за моего сочувствия евреям, - писал в своих воспоминаниях Э.Г. Шерцер, - мои позиции, как руководителя, были неустойчивыми. После восьмилетней театральной деятельности мне пришлось оставить Тильзит».  
Справедливости ради следует сказать, что преемник Шерцера Эрнст Бадеков руководствовался, прежде всего, личным художественно-эстетическим чувством ответственности. При выборе репертуара он учитывал индивидуальность каждого из актеров, предоставляя им материал для раскрытия и совершенствования творческого потенциала.  

1936

В 1936-м г. здание театра вторично подверглось перестройке (в первый раз это было в 1903 году). Наряду с другими нововведениями была срублена великолепная лепка. Среди «архитектурных излишеств» оказались и два бюста великих немецких поэтов Ф. Шиллера и В.Гете, как видно, не вписавшихся в национал-социалистическую идеологию. Построенное в смешанном стиле позднего классицизма и барокко, после перестройки здание театра полностью изменило свой вид и стало называться Театром пограничной земли. Новый, реконструированный театр уже принимал зрителей, шли дневные и вечерние спектакли, а внутренние усовершенствования продолжались еще несколько лет. 

1940

В 1940 году был установлен механизм вращающейся сцены.  
С началом Второй мировой войны Театр пограничной земли не прекратил своей деятельности. В сезон 1939-40 гг. только на стационаре он дал в общей сложности 109 музыкальных (опера и оперетта) и 59 драматических спектаклей. Сценическая площадка театра расширилась на 16 городов и сельских общин, простираясь и на оккупированные польские земли. Тем самым Восточная Пруссия приобрела свой гастрольный театр.  
Когда Бадеков получил повышение и готовился принять театр в Лигнице, в его честь был дан прощальный вечер, совпавший с пятидесятилетием театра. Драма Ханса Хёмберга «Вишни для Рима» в последний раз продемонстрировала тильзитцам постановочное искусство Бадекова. В следующий вечер был дан один из лучших музыкальных спектаклей - «Баллада моря», Оттмара Герстера в постановке Э.Г. Шерцера, в котором ведущую партию пел баритон Куно Кольб. Театральные критики и пресса отмечали, что праздник удался на славу. Пресса тех лет с большим вниманием следила за новыми постановками театра и изменениями в составе труппы. Артистов радушно встречали за столиком прессы в «Кафе Кройцберга», центром которого был театральный критик «Т.А.Ц.» Эшман. Ида Кунигк пишет в своих воспоминаниях: «Артисты, зрители и рецензенты вместе являли единство, которое сознавало, что в пограничной земле германское сценическое искусство должно поддерживаться на уровне важного центра излучения».  
Репертуар театра последнего мирного сезона 
1938-1939 гг. 
Классическая драма
“Эгмонт” - В. Гете  
“Коварство и любовь” - Ф. Шиллер  
“Гамлет” - В. Шекспир перевод В. Йостена  
“Как вам это понравится” - В. Шекспир 
Немецкая драма 
“Ута фон Наубург” - Ф. Дюнен  
“Герцог Энгиенский” - Ф. Хельке  
“Империя” - К. Г. Бест 
“Мятеж за Пруссию” - Ф. Бетге  
“Поток” - М. Хальбе 
Комедия 
“Настоящий парень” - Ф. П. Бух  
“Я не Казанова” - О. Билен  
“Айме” - Х. Курбир  
“Парковая улица 13” - А. Иверс  
“Голливуд” - Р. Нияровитц 
Водевили 
“Медовый месяц” - П. Хельвиг  
“Черный хлеб и булочка” - В.фон дер Шуленгург  
“Трио” - Л. Ленц 
Опера 
“Кози фон Тутте” - В. А. Моцарт  
“Ифигения в Аулице” - Кр. В. Глюк, обр.Р. Вагнера  
“Тоска” - Дж. Пуччини 
Оперетта 
“Поэт и крестьянин” - Ф. Фон Зуппе  
“Венская кровь” - Й. Штраус  
“Граф Люксембург” - Ф. Легар  
“Мэди” - Р. Штольц  
“Маска в синем” - Ф. Реймонд  
“Тетушка Чарли” - Б. Томас 
Сказки  
“Снегурочка” - Й. Байер  
“Кукольная фея” -

1944

В октябре 1944 года, труппа Театра пограничной земли была эвакуирована  из Тильзита в глубь Германии.  
 

, , , ,
1950-е

7 ноября 1956 года спектаклем Д.Зорина "Вечный источник" в Советске открылся городской драматический театр. Труппу составили артисты из театров Москвы Ленинграда, Мурманска и других городов страны. Главным режиссёром назначен Иван Иванович Прохонов, хорошо известный зрителям по работе в Калининградской драме.

Через год в театр приходит новый главный режиссёр. За восьмилетнее пребывание Александра Бродецкого во главе труппы театр твердо встал на ноги. Он приобретает любовь и признание не только в своем городе, но и за пределами области. В спектаклях театра принимают участие популярнейшие артисты советского экрана Михаил Жаров и Михаил Названов. Не уступали столичным звездам и ведущие артисты театра: Анатолий Косиченко, Елена Тигровская, Владимир Ильцевич, Евгений Лашицкий, Тамара Свириденко, Капитолина Иванова, Валентина Соловьева и др. Не уступала и молодежь театра: Гелена Бондурко, Алла Лысуненко, Анатолий Кедров.

1960-е

Начало 60-х годов трудно представить без примет "хрущевской оттепели". Одна из таких примет - афиша. В афише спектакль "Походный марш" (1964 г.) отдельной строкой стояло имя автора - Александра Галича. Это потом его ждала вынужденная эмиграция и слава великого барда и поэта. В репертуаре тех лет и пьеса Н. Погодина "Чёрные птицы" (1964 г.) о "культе личности" - первая из разоблачительного потока дошедшего до нас уже на исходе 80-х.

Пятнадцать лет творческой деятельности Б.Г. Кодоколовича (1966-1981) смело можно назвать "эпохой Кодоколовича" в данном театре. За время его руководства было осуществлено более 100 постановок. Многие из спектаклей, созданных этим замечательным, самобытным режиссёром, получили высокую оценку критики и были отмечены различными премиями и дипломами.Это: "Дети солнца" М. Горького - лауреат фестиваля русской классики в Польше; "Разлом" Б. Лавренева и "Лес" А. Островского были награждены дипломами Министерства культуры СССР; "Материнское поле" Ч. Айтматова с Заслуженной артисткой РСФСР Капитолиной Ивановой в галвное роли - лауреат Всероссийского фестиваля драматургии союзных республик 1969 года. 

1970-е

В 1974 году в театре появился молодой талантливый Анатолий Клименский, спектакли которого не раз отмечались дипломами Министерства культуры РФ. Восемь лет творческой деятельности посвятил Клименский театру г. Советска.

К формированию репертуара подходили со всей тщательностью и серьезностью. Классическая программа включала в себя произведения и зарубежных авторов г. Ибсена ("Привидения"), В. Сарду ("Граф де Ризор"), Ф. Шиллера ("Разбойники"), кстати, первая послевоенная постановка немецкого автора, Я. Гашека ("Иосиф Швейк против Франца Иосифа").

Активно сотрудничал театр и с драматургами соседних республик. Так в декабре 1973 года на премьере спектакля "Средняя американка" присутствовал автор пьесы Альбертас Лауринчукас, литовский журналист и писатель, несколько лет проживший в США в качестве корреспондента центральных газет.

В те 70-80-е много ставилось спектаклей о молодёжи, для молодёжи и "молодёжными силами", так как молодые состовляли основу труппы: Раиса Алёхина, Игорь Платонов, Лариса Гаращенко, Гелена Бондурко-Уткина, Алла Лысуненко-Миронюк, Валентина Золина, Владимир Зубенко, Ирина Третьякова, Лариса Орехова, Надежда Жегунова, Галина Непомнящая, Наталия Антонова, Виктор Козлов, Анатолий Орехов, Юрий и Елена Рахно, Анатолий Мельников, Валерий Абаров, Анатолий Кедров, Валерий Годунов.

1980-е

В мае 1980 года судьба нанесла театру неожиданный удар. За час до вечернего спектакля в электроцехе под сценой загорелись провода, не менявшиеся с довоенной поры. Пожар выбил коллектив не только из плана, но и из дома. "Временные трудности" затянулись на долгие пять лет. И, тем не менее, работа продолжалась. Никто из актёров не ушёл тогда, да и труженики технических цехов, имевшие возможность найти в городе хорошую работу, не оставили театр в его бедственном положении.

Эти, поистине героические годы достались на долю Владимира Алексеевича Волкоморова, принявшего труппу от ушедшего на пенсию Б. Кодоколовича, и Виктора Ивановича Дороша, сменившего на директорском посту Веру Георгиевну Фрейдлину.

Но, несмотря ни на что, по-прежнему актёры каждый вечер выходили на сцену, на сцену Дворца культуры ЦБЗ (бумажного завода), Дома фоицеров, клубов окрестных посёлков и соседних городов.

Долгожданный сезон 1985-го - открылся уже в своём уютном, всеми любимом здании театра. В середине сезона в театре появился молодой режиссёр, он должен был поставить в Советске дипломный спектакль. Выпускник театрального училища им. Б.Щукина - Евгений Марчелли всколыхнул мирную заводь в меру счастливой жизни театра. Труппа пополнилась молодыми актёрами. Вокруг талантливого режиссёра сформировалась команда единомышленников. Это актёры Дмитрий Волошин, Николай Паршинцев, Николай Зуборенко, Вера Красовицкая, Виталий Кищенко, Ирина Несмеянова, Валерий Годунов, Светлана Якубенко и другие.

В 1989 году театр как-то естественно переходит в новый статус областного молодёжного и приобретает рекламное название "Тильзит-театр", ставшее визитной карточкой коллектива.

1990-е

В  мае 1990 года в Советске на сцене "Тильзит-театра" проходит Первый фестиваль моноспектаклей театров Северо-Западной зоны России.

В эти годы театр испытывает необычайный творческий подъём. Шумный успех, выпавший на долю спектаклей "Дорогая Памелла", "Дачники", "Ромео и Джульетта" вызван не только изобретательной режиссурой Евгения Марчелли, вдохновенной игрой актёров, но и великолепной сценографией Сергея Горянского и неповторимыми по выразительности и образности костюмам художника Янины Боуден.

В 1991 году Евгений Марчелли становится главным режиссёром "Тильзит-театра". А незадолго до этого он выпускает свой авторский спектакль "В белом венчике из роз...", ставший для театра знаменательным. Спектакль был показан вне программы, в ночное время, на фестивале "Херсонесские игры-92" в Севастополе и сразу же стал главной темой фестиваля. "Венчик" продержался в репертуаре театра более десяти лет. Он стал украшение многих международных фестивалей: в Польше, Германии, Италии, Швеции и ряде фестивалей у себя на родине. А тот, первый - севастопольский - явился для труппы Марчелли "окном в Европу", посредством которого была прорвана "блокада" театра.

В октябре 1993 года театр отмечает грандиозное событие - столетие Тильзитской сцены. На юбилей съезжаются гости из России, Германии, Франции, Италии, из прибалтийских стран. Праздник столетия открылся премьерой спектакля "Бой бабочек" - первой постановкой Германна Зудерманна в послереволюционной России. Новая работа Евгения Марчелли - как всегда нетрадиционная, сразу же вызвала всплеск эмоциональных споров и толкований в прессе, а позднее и на театральных фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге.

Следствием пристального внимания профессионалов к "Тильзит-театру" явился Семинар театральных критиков, состоявшийся в Советске в конце 1993 года. Предметом лабораторного исследования семинара были постановки Евгения Марчелли.

В октябре 1995 года в Советске проходит Международный семинар современной итальянской драматургии, как следствие известность и признание театра на европейском уровне.

2000-е

В феврале 2003 года Евгению марчелли присваивают высокое звание Заслуженного деятеля искусств. Его признают "Лучшим режиссёром российской театральной провинции 2005 года". А в 2006 году Марчелли становится обладателем Национальной театральной Премии "Золотая маска".

За время своего художественного руководства (а это ровно 20 лет) Евгений Марчелли вывел театр на новый творческий виток, создал кочественно новый театр. Театр приобрёл свой стильи своё индивидуальное лицо и имя, хорошо известное не только в российском, но и европейском театральном мире.

В 2003 году "Тильзит-театр" был удостоин Государственной Премии Правительства РФ им. Волкова "За вклад в развитие театрального искусства".