Научный эксперимент в "Тильзит-Театре" - спектакль "Собачье сердце"

Работа над постановкой спектакля "Собачье сердце" велась на протяжении полугода. Сначала режиссёр Артём Терёхин и театральный критик Анна Банасюкевич создавали инсценировку повести Михаила Булгакова, прорабатывали сцены, что-то меняли, добавляли, пытаясь приблизить текст вековой давности к реалиям современного общества. Затем художник спектакля Елена Турчанинова разрабатывала макет декораций, рисовала эскизы костюмов, а их не мало, ведь в спектакле занята практически вся труппа театра. Только после этого артисты и режиссёр приступили к "застольному" периоду репетиций. Такой репетиционный процесс позволяет обсудить все нюансы постановки, как говорится "на берегу", разобраться в героях, их характерах, причинах их поступков, так, чтобы, выйдя на сцену, уже не отвлекаться на это.

У большинства "советских" людей "Собачье сердце" в первую очередь ассоциируется с фильмом Владимира Бортко, во-вторых, с оригиналом повести Булгакова, которую все мы читали в школе. Однако спектакль Артёма Терёхина вышел из рамок как книги, так и художественного фильма, это совершенного новое прочтение, свежий взгляд, который позволяет раскрыть новые смыслы классического текста. Спектакль сложно выстроенный, открывающий множество линий героев, в нём присутствует эстетика братьев Коэн и Франца Кафки.

Сюжет на первый взгляд прост: выдающийся хирург профессор Преображенский решается на рискованный эксперимент по трансплантации человеческого гипофиза собаке. Эксперимент удаётся, вот только не так, как планировалось, вместо омоложения, источника "вечной жизни", пёс принимает человеческое обличье, приобретает способности говорить и совершать поступки. С одной стороны, научная революция, с другой абсолютно новый тип человека с непонятной "русской душой".

Профессор Преображенский (артист Роман Нагметов) – мудрый, мыслящий человек, светило науки, уставший от хаоса и разрухи, но мечтающий сделать прорыв в медицине и науке.  Даже он оказывается не готов к собственному творению, понимая, что вся ответственность за Шарикова возложена на него, в конечном итоге не справляется и уступает в принятии главного решения своему помощнику доктору Борменталю. Приоткроем завесу и скажем, что финал спектакля отличается от первоисточника.
Кто же такой Шариков (артист Алексей Измайлов)? Изначально весьма симпатичный и добрый пёс Шарик, выросший в подворотнях. Затем, после проведённой профессором операции вместо «милейшего пса» появился хулиган, дебошир и душитель котов Полиграф Полиграфович Шариков. Представляет собой полный антипод Преображенского, что в итоге приводит к неразрешимому конфликту.

Ещё один участник событий, помощник профессора, молодой доктор Борменталь (артист Роман Романьков). В постановке "Тильзит-Театра" фигура наиважнейшая. Несмотря на свою интеллигентность и "правильность", жёстко следит за поведением Шарикова, не гнушаясь физической расправой. Он готов на всё, чтобы облегчить жизнь своему благодетелю и помочь ему в трудную минуту. Именно "правильность" Борменталя приводит к финальным событиям спектакля, ведь как часто бывает, благие намерения не всегда оказываются благими.

Отдельно стоит упомянуть музыкальное оформление, композиции Tom Waits, невероятно удачно вписываются в канву постановки, погружая зрителя и создавая ту самую мистическую атмосферу чего-то необъяснимого, разрушающего, ломанного. Очень четко в этой музыке существуют Дарья Петровна (артистка Ирина Семёнова) и Зиночка (артистка Алина Боярчукова), прислуга профессора, механически выполняя свою работу, не задавая лишних вопросов.

Декорации профессорской квартиры, изначально стерильно чистые, постепенно переходят в запустение, словно неровные мазки краски вторгаются не только во внешний, но и внутренний мир героев. Костюмы, помогают дополнить образ, к примеру, команда Швондера (артист Анатолий Грабовенко) появляется в одной большой шинели, символизирующей безликость массы, где нет конкретных людей, есть лишь общественное лицо, всего лишь одно из множества «товарищей». 

Визуальный ряд спектакля дополняется анимацией, которую создала художник-мультипликатор Анна Гантимурова. Это и ноги прохожих, и калейдоскоп видений Шарика, и большое бьющееся пиксельное сердце, вид и обстановка профессорской квартиры, всё прорисовано с учетом героев и декораций. Завершающий постановочный аккорд поставила художник по свету Анна Короткова, красоту работы которой невозможно переоценить.

Подводя итог можно сказать одно: спектакль сложный, но тем не менее интересный, не отпускающий внимание зрителя до последней секунды!  Режиссёр и артисты театра в очередной раз вызывают на диалог своего зрителя. Вновь беря за основу классику, показывают, насколько она современна и актуальна.

9.02.2018 Спектакль "Собачье сердце" (реж. А. Терёхин)